меню
News
  • Home ❯
  • пресс ❯
  • News
  • Чистота – залог… дохода
Закрыть
Контактые телефоны

+7 (926) 254 94 15

+7 (916) 173 01 13

Штаб-квартира

WashTec Cleaning Technology GmbH

Argonstraße 7

86153 Augsburg

Teл: +49 821 5584-0

Email: info@washtec.ru

Контакты

Чистота – залог… дохода

 

Мойки – особая часть автобизнеса: вроде бы внутри отрасли, но при этом немного в стороне. Специалисты рекомендуют подходить к делу комплексно: автомойки можно развивать и как отдельный бизнес, и для повышения доходности работающего предприятия – дилерского центра, автосервиса или АЗС. Об этом рассказывалось на семинаре WashTec и АМТ в Екатеринбурге.

Семинар был организован совместно компанией-производителем автомоечного оборудования WashTec и компанией АМТ, которая не только продает такое оборудование, но и сама строит моечные комплексы и управляет ими. Участники мероприятия – а в Екатеринбурге собрались как те, кто уже занимается этим бизнесом, так и заинтересованные представители авторынка, – смогли не только выслушать презентации и задать вопросы экспертам, но и непосредственно увидеть действующие моечные комплексы.

В бессмертном произведении «Двенадцать стульев» утверждалось, что статистика знает все, кроме одного: сколько в стране стульев. Пожалуй, сейчас можно дополнить классиков: сколько в стране автомоек, точно тоже никто не знает. Однако специалисты компании WashTec – признанного авторитета в области автомоечного оборудования – провели свою экспертную оценку состояния этого рынка. И получили весьма интересные результаты, особенно в сравнении с немецким рынком, где с германской аккуратностью все подсчитано точно и досконально.

WashTec – глобальная компания более чем с 50-летним опытом работы на рынке. На данный момент компания ведет деятельность более чем в 70 странах мира, в ней работают свыше 1700 сотрудников, в том числе более 500 сервисных инженеров. На сегодняшний день 35 000 установленных по всему миру моек WashTec моют более 2,74 млн машин ежедневно.
Компания предлагает полный спектр оборудования для автомоек:

– портального типа – с возможностями обслуживания от 10 до 18 автомобилей в час;
– конвейерного типа – от 30 до 125 автомобилей в час;
– мойки самообслуживания – от 1 до 8 постов;
– мойки для коммерческого транспорта.

А также – системы очистки воды и полный ассортимент химических продуктов для мытья автомобилей, моечных боксов и очистки воды, – собственного производства.

Итак, в России насчитывается примерно 26 000 автомоек – сопоставимо с Германией, где таковых действует 24 729 шт. Справедливости ради отметим, что и автопарки в России и Германии близки по объему: одна мойка в нашей стране приходится на 1563 машины, в ФРГ – на 1901. Для сравнения: в США насчитывается более чем 88 000 автомоек, но и парк там побольше, поэтому на одну мойку приходится 1898 автомобилей.

А вот структура автомоечного бизнеса в нашей стране и в Германии различается очень сильно. Начнем с расположения: в Германии практически 50 % автомоек работают в одном комплексе с АЗС – в нашей стране таких только 5 %. Зато 60 % автомоечных предприятий в России – частные и «сами по себе», а в ФРГ таковых около 20 %. Наконец, оборудование: если в Европе (Германия, Финляндия, Польша) количество ручных моек колеблется на уровне 10–20 %, то в России «ручники» – чуть ли не 90 %, примерно 24 900 из имеющихся 26 000.

В принципе, это понятно: оборудование ручной мойки, по мнению большинства предпринимателей, стоит дешево, можно привлекать низкоквалифицированный персонал и экономить на всем, на чем только можно. Знакомо, правда? В результате и оборудование оказывается вовсе не так доступно, и «дешевый» персонал требует постоянного присмотра, и – что самое главное – качество выполненной работы практически невозможно гарантировать, слишком много факторов на это влияет. Именно поэтому число ручных моек в Европе сейчас стабильно невысокое и тенденции к росту не имеет. У нас точной статистики, как говорилось выше, нет, но практика показывает, что европейские тренды приходят и в Россию – с задержкой, но обязательно.

А в тренде, что наверняка многие успели заметить (особенно жители северо-запада России), – замещение ручных моек автомойками самообслуживания. В России их сейчас, по оценкам WashTec, около 500 – в Германии, для сравнения, 5260, при сопоставимом числе автомоек вообще. И понятно, в чем секрет популярности этого формата: для клиента услуги стоят дешевле, владелец или оператор экономит на персонале плюс автоматизация позволяет четко отслеживать расход воды, электричества и моющих средств. Кстати, и претензий к результату у клиента значительно меньше – сам мыл, в конце концов.

На примере автомойки самообслуживания (МСО) WashTec рассмотрим, каковы минимальные необходимые требования к оборудованию такого объекта. Разумеется, участок, отведенный для МСО, должен быть оборудован системой подачи воды и канализацией. Энергопотребление одного моечного поста – 3 кВт. Площадь такого поста – 6,2 х 4,8 м. Также необходимо техническое помещение 6,0 х 2,4 м – это размер стандартного контейнера, можно использовать уже имеющуюся площадь. И что очень важно для российского климата – необходим подогрев пола и воды. При понижении температуры до 0 оС подогрев пола и воды в системе – в том числе в шлангах моющих пистолетов, – должен включаться автоматически. Реализовать такую систему можно при помощи централизованной системы отопления либо оборудовав собственный котел. При подключенном газоснабжении второй вариант позволяет значительно сэкономить на подогреве воды.

Не вдаваясь слишком глубоко в технические характеристики, скажем, что мойка самообслуживания – это та дополнительная услуга, которая всегда востребована и хорошо продает сама себя без масштабных вложений в продвижение, в случае если расположена в точке с большой проходимостью автомашин. Но вас, конечно же, интересует экономика процесса – для наглядности мы свели ее в таблицу 1.

Например, мойка самообслуживания компании АМТ в г. Екатеринбурге, которая была введена в строй в 2016 г., – на оборудовании HobbyWash компании WashTec: 2 моечных поста с 2 моечными инструментами на каждом – соответственно, это пистолет высокого давления и щетка для контактной мойки с пеной. По данным компании, при открытии в июле оборот МСО составлял около 90 тыс. руб. в месяц, но уже в октябре превысил 1 млн руб.
Портальная мойка – следующий этап развития автомоечного бизнеса. Оборудование такого сервиса стоит дороже, требования к помещению шире, но и скорость обслуживания повышается, а значит, растет прибыль. Портальная мойка полностью автоматизирована и в принципе может работать без участия персонала – стандартный набор услуг (мойка кузова и колес, покрытие воском, сушка обдувом, мойка днища, полировка щетками) оказывается одним нажатием кнопки с соответствующей программой. Мойщиков в этом случае целесообразно привлекать для оказания дополнительных услуг, например чистки салона.
В линейке продукции WashTec есть портальные автомойки разного класса. Минимальный вариант – EasyWash: сравнительно недорогое оборудование, малые габариты (помещается в зал высотой от 2,9 м и шириной 4,1 м). С ростом уровня повышается количество вариантов программирования и добавляются новые опции – более дорогие модели больше умеют. Портал способен обслуживать в среднем 10 машин в час. Любопытный факт: портальная мойка в Екатеринбурге, рассчитанная в принципе на обслуживание 150 тыс. машин, за 10 лет эксплуатации уже обслужила 250 тыс. и до сих пор успешно справляется со своими обязанностями.
Кстати, для оборудования небольших помещений WashTec предлагает инновационное решение WABEG – устройство для перемещения автомобилей в процессе мойки в очень коротких залах. Для мойки автомобиля длиной 5,5 м потребуется помещение длиной всего 7,2 м. Решение идеально подходит для переоборудования имеющихся небольших помещений ручных моек.
Наконец, конвейерные мойки – самое передовое на сегодняшний день технологическое решение. Оно самое дорогое по объему первоначальных инвестиций, но и наиболее эффективное, поскольку позволяет обслуживать максимальное количество автомобилей за единицу времени. По расчетам, конвейер – в зависимости от оборудования – способен обслуживать от 30 до 120 автомобилей в час. Требуемая электрическая мощность – от 35 до 120 кВт, потребление свежей воды – от 50 до 150 л/мин, оборотной воды – от 200 до 700 л/мин.
Для оборудования такой мойки требуется подготовленное теплое помещение, в которое должен комфортно поместиться конвейер длиной от 11 до 60 м. Разброс по длине достаточно значительный, поэтому давайте разберемся, каким образом комплектуется конвейерная мойка. У WashTec есть технология Vario: это модульная концепция, позволяющая оборудовать конвейер практически любой длины. В компактном варианте SL2 Compact конвейер состоит из арки высокого давления для подачи пены, 5-щеточной моечной станции (с ополаскиванием) и контурной сушки – это минимальный набор. А дальше – по принципу Lego: в зависимости от размеров помещения, требуемых параметров и материальных возможностей можно добавлять в цепь дополнительные элементы: полировальную станцию, текстильную сушку и т. д.
В отличие от максимально унифицированных моек самообслуживания и даже порталов проекты конвейерных моек практически всегда индивидуальны. Рассмотрим этот формат на примере еще одной моечной станции в Екатеринбурге – конвейерной мойки Aqua Gizer компании АМТ с оборудованием WashTecSL100 (длина конвейера – 29,6 м). Этот проект интересен тем, что выстроен с нуля, фактически «в чистом поле». Владельцы взяли на себя все заботы с арендой земли, подключением коммуникаций, постройкой самого здания и установкой оборудования. В результате за полтора года вырос современный центр. Объем инвестиций в проект составил около 1 млн евро. Комплекс вступил в строй в 2015 г. Сейчас его показатели: 690 автомобилей в день (61 автомобилей в час) и средний чек в 380 руб. По финансовому плану объект должен выйти на самоокупаемость (с учетом возврата банковского кредита) через четыре с половиной года.
В текущей структуре расходов ровно половину составляет Фонд оплаты труда (44 %) и налоги (6 %). Обслуживание и ремонт оборудования занимают 7 % от общих расходов – и тут необходимо упомянуть, что многие узлы оборудования WashTec (каретки, рамные конструкции, системы подъема) унифицированы, т. е. легче в обслуживании и быстрее меняются в случае необходимости. Далее в ежемесячные расходы входят электроэнергия и теплоснабжение – 11 %, водоснабжение (с отведением и вывозом шлама) – 2 %. Автохимия в расходах занимает 8 %: WashTec предлагает химические составы собственного производства, но не настаивает на применении только их – допустимо использование аналогов соответствующего качества. Остальные расходы – аренда земли (6 %), прочие хозяйственные расходы (5 %), реклама (9 %) и расчетно-кассовое обслуживание (2 %).

Площадь помещения планировалась с запасом: теоретически во второй половине здания можно построить еще один полноценный моечный конвейер. Сейчас же эта территория отведена под зону самообслуживания на 8 постов с центральным пылесосом. Автовладелец после конвейерной мойки может просто уехать, а может завернуть в зону самообслуживания и по доступной цене самостоятельно пропылесосить салон ручным пылесосом или вымыть коврики.

Конвейерная автомойка Aqua Gizer тратит на рекламу ежемесячно 9 % своих расходов. Специалисты компании оценили эффективность разных каналов привлечения клиентов и выяснили, что максимальный эффект приносит наружная реклама – благодаря ей помыли машины 34 % клиентов. Рекомендации знакомых привлекли 24 % клиентуры, еще 17 % просто живут рядом. Худший результат показала радиореклама – 0 %, ни одного клиента.

В заключение расскажем о некоторых инновациях WashTec, которые помогают делать автомоечный бизнес более эффективным и прибыльным. Таковых достаточно много, поэтому представим самые интересные.
• iWash: традиционно клиент автомойки выбирает программу из заданного набора. Данная функция позволяет добавлять в стандартную программу отдельные опции: например, мойку днища или мойку сезонными химикатами.
• WashTec Plus: система удаленного управления автомойками. Владелец бизнеса или директор сети может следить за работой станции (денежный поток, количество посетителей и т. д.) в онлайн-режиме на ноутбуке или смартфоне. Данные передаются через встроенный сервер.
• AquaPur2, AquaBio, MFA/ MFM 10…40, FR 10…40: системы очистки воды. Позволяют не только эффективно расходовать воду, но и экономить электроэнергию благодаря адаптации скорости фильтрации к скорости отбора воды.

И еще одна важная тема: химия. Выше мы говорили, что использование оригинальных средств производства WashTec не является обязательным и не входит в сервисный контракт. Однако стоит иметь в виду, что WashTec – одна из немногих компаний-производителей автомоечного оборудования, которая имеет собственное производство химии, поэтому оригинальные составы в максимальной степени подходят для применения на их оборудовании. Из новинок стоит упомянуть запатентованные составы: ShineTecs, который восстанавливает блеск лака, и RainTecs, обеспечивающий максимальное водоотталкивание и защиту от дождя.
Разговор об автомоечном бизнесе не будет полным, если мы ограничимся только самостоятельно работающими станциями. На российском рынке наблюдается тенденция, которая стала массовой в той же Германии или США, когда мойки организуются в одном комплексе с АЗС. Это логично, но, к сожалению, не всегда воспринимается как источник дополнительного дохода. По проведении исследования на заправках крупной европейской сети выяснилось, что в большинстве случаев управляющая компания не проводит систематические работы по привлечению клиентов АЗС на мойку – нет системы скидок или специальных предложений и акций, а продавцы не предлагают клиентам мойку как услугу. И это в Европе – поверьте, сам столкнулся с этим в Германии. Недостаточно просто построить мойку рядом с АЗС – надо их комплексно продвигать.
И примерно тем же стоит заняться крупным автосервисам. Они, в большинстве случаев, уже оборудованы как минимум ручной мойкой – грязную машину в приличную ремзону никто не пустит. Но стоит задуматься о расширении спектра дополнительных услуг: так, кузов машины владельцу помоют бесплатно перед осмотром, а вот мойку днища или ковриков, как и чистку салона, вполне можно продавать как дополнительную услугу.
Разумеется, автомоечный бизнес не ограничивается только легковыми автомобилями. Мойка грузовиков – другая, не менее интересная история. Но об этом – в следующей статье.

Источник: журнал «Новости Автобизнеса», март 2017, автор: Пётр Левицкий