меню
News
  • Home ❯
  • пресс ❯
  • News
  • Чистота – залог… дохода
Закрыть
Контактые телефоны

+7 (926) 254 94 15

+7 (916) 173 01 13

Штаб-квартира

WashTec Cleaning Technology GmbH

Argonstraße 7

86153 Augsburg

Teл: +49 821 5584-0

Email: info@washtec.ru

Контакты

Чистота – залог… дохода

 

Мойки – особая часть автобизнеса: вроде бы внутри отрасли, но при этом немного в стороне. Специалисты рекомендуют подходить к делу комплексно: автомойки можно развивать и как отдельный бизнес, и для повышения доходности работающего предприятия – дилерского центра, автосервиса или АЗС. Об этом рассказывалось на семинаре WashTec и АМТ в Екатеринбурге.

Семинар был организован совместно компанией-производителем автомоечного оборудования WashTec и компанией АМТ, которая не только продает такое оборудование, но и сама строит моечные комплексы и управляет ими. Участники мероприятия – а в Екатеринбурге собрались как те, кто уже занимается этим бизнесом, так и заинтересованные представители авторынка, – смогли не только выслушать презентации и задать вопросы экспертам, но и непосредственно увидеть действующие моечные комплексы.

В бессмертном произведении «Двенадцать стульев» утверждалось, что статистика знает все, кроме одного: сколько в стране стульев. Пожалуй, сейчас можно дополнить классиков: сколько в стране автомоек, точно тоже никто не знает. Однако специалисты компании WashTec – признанного авторитета в области автомоечного оборудования – провели свою экспертную оценку состояния этого рынка. И получили весьма интересные результаты, особенно в сравнении с немецким рынком, где с германской аккуратностью все подсчитано точно и досконально.

WashTec – глобальная компания более чем с 50-летним опытом работы на рынке. На данный момент компания ведет деятельность более чем в 70 странах мира, в ней работают свыше 1700 сотрудников, в том числе более 500 сервисных инженеров. На сегодняшний день 35 000 установленных по всему миру моек WashTec моют более 2,74 млн машин ежедневно.
Компания предлагает полный спектр оборудования для автомоек:

– портального типа – с возможностями обслуживания от 10 до 18 автомобилей в час;
– конвейерного типа – от 30 до 125 автомобилей в час;
– мойки самообслуживания – от 1 до 8 постов;
– мойки для коммерческого транспорта.

А также – системы очистки воды и полный ассортимент химических продуктов для мытья автомобилей, моечных боксов и очистки воды, – собственного производства.

Итак, в России насчитывается примерно 26 000 автомоек – сопоставимо с Германией, где таковых действует 24 729 шт. Справедливости ради отметим, что и автопарки в России и Германии близки по объему: одна мойка в нашей стране приходится на 1563 машины, в ФРГ – на 1901. Для сравнения: в США насчитывается более чем 88 000 автомоек, но и парк там побольше, поэтому на одну мойку приходится 1898 автомобилей.

А вот структура автомоечного бизнеса в нашей стране и в Германии различается очень сильно. Начнем с расположения: в Германии практически 50 % автомоек работают в одном комплексе с АЗС – в нашей стране таких только 5 %. Зато 60 % автомоечных предприятий в России – частные и «сами по себе», а в ФРГ таковых около 20 %. Наконец, оборудование: если в Европе (Германия, Финляндия, Польша) количество ручных моек колеблется на уровне 10–20 %, то в России «ручники» – чуть ли не 90 %, примерно 24 900 из имеющихся 26 000.

В принципе, это понятно: оборудование ручной мойки, по мнению большинства предпринимателей, стоит дешево, можно привлекать низкоквалифицированный персонал и экономить на всем, на чем только можно. Знакомо, правда? В результате и оборудование оказывается вовсе не так доступно, и «дешевый» персонал требует постоянного присмотра, и – что самое главное – качество выполненной работы практически невозможно гарантировать, слишком много факторов на это влияет. Именно поэтому число ручных моек в Европе сейчас стабильно невысокое и тенденции к росту не имеет. У нас точной статистики, как говорилось выше, нет, но практика показывает, что европейские тренды приходят и в Россию – с задержкой, но обязательно.

А в тренде, что наверняка многие успели заметить (особенно жители северо-запада России), – замещение ручных моек автомойками самообслуживания. В России их сейчас, по оценкам WashTec, около 500 – в Германии, для сравнения, 5260, при сопоставимом числе автомоек вообще. И понятно, в чем секрет популярности этого формата: для клиента услуги стоят дешевле, владелец или оператор экономит на персонале плюс автоматизация позволяет четко отслеживать расход воды, электричества и моющих средств. Кстати, и претензий к результату у клиента значительно меньше – сам мыл, в конце концов.

На примере автомойки самообслуживания (МСО) WashTec рассмотрим, каковы минимальные необходимые требования к оборудованию такого объекта. Разумеется, участок, отведенный для МСО, должен быть оборудован системой подачи воды и канализацией. Энергопотребление одного моечного поста – 3 кВт. Площадь такого поста – 6,2 х 4,8 м. Также необходимо техническое помещение 6,0 х 2,4 м – это размер стандартного контейнера, можно использовать уже имеющуюся площадь. И что очень важно для российского климата – необходим подогрев пола и воды. При понижении температуры до 0 оС подогрев пола и воды в системе – в том числе в шлангах моющих пистолетов, – должен включаться автоматически. Реализовать такую систему можно при помощи централизованной системы отопления либо оборудовав собственный котел. При подключенном газоснабжении второй вариант позволяет значительно сэкономить на подогреве воды.

JW_Ekaterinburg_1

Не вдаваясь слишком глубоко в технические характеристики, скажем, что мойка самообслуживания – это та дополнительная услуга, которая всегда востребована и хорошо продает сама себя без масштабных вложений в продвижение, в случае если расположена в точке с большой проходимостью автомашин. Но вас, конечно же, интересует экономика процесса – для наглядности мы свели ее в таблицу 1.

Например, мойка самообслуживания компании АМТ в г. Екатеринбурге, которая была введена в строй в 2016 г., – на оборудовании HobbyWash компании WashTec: 2 моечных поста с 2 моечными инструментами на каждом – соответственно, это пистолет высокого давления и щетка для контактной мойки с пеной. По данным компании, при открытии в июле оборот МСО составлял около 90 тыс. руб. в месяц, но уже в октябре превысил 1 млн руб.
Портальная мойка – следующий этап развития автомоечного бизнеса. Оборудование такого сервиса стоит дороже, требования к помещению шире, но и скорость обслуживания повышается, а значит, растет прибыль. Портальная мойка полностью автоматизирована и в принципе может работать без участия персонала – стандартный набор услуг (мойка кузова и колес, покрытие воском, сушка обдувом, мойка днища, полировка щетками) оказывается одним нажатием кнопки с соответствующей программой. Мойщиков в этом случае целесообразно привлекать для оказания дополнительных услуг, например чистки салона.
В линейке продукции WashTec есть портальные автомойки разного класса. Минимальный вариант – EasyWash: сравнительно недорогое оборудование, малые габариты (помещается в зал высотой от 2,9 м и шириной 4,1 м). С ростом уровня повышается количество вариантов программирования и добавляются новые опции – более дорогие модели больше умеют. Портал способен обслуживать в среднем 10 машин в час. Любопытный факт: портальная мойка в Екатеринбурге, рассчитанная в принципе на обслуживание 150 тыс. машин, за 10 лет эксплуатации уже обслужила 250 тыс. и до сих пор успешно справляется со своими обязанностями.
Кстати, для оборудования небольших помещений WashTec предлагает инновационное решение WABEG – устройство для перемещения автомобилей в процессе мойки в очень коротких залах. Для мойки автомобиля длиной 5,5 м потребуется помещение длиной всего 7,2 м. Решение идеально подходит для переоборудования имеющихся небольших помещений ручных моек.
Наконец, конвейерные мойки – самое передовое на сегодняшний день технологическое решение. Оно самое дорогое по объему первоначальных инвестиций, но и наиболее эффективное, поскольку позволяет обслуживать максимальное количество автомобилей за единицу времени. По расчетам, конвейер – в зависимости от оборудования – способен обслуживать от 30 до 120 автомобилей в час. Требуемая электрическая мощность – от 35 до 120 кВт, потребление свежей воды – от 50 до 150 л/мин, оборотной воды – от 200 до 700 л/мин.
Для оборудования такой мойки требуется подготовленное теплое помещение, в которое должен комфортно поместиться конвейер длиной от 11 до 60 м. Разброс по длине достаточно значительный, поэтому давайте разберемся, каким образом комплектуется конвейерная мойка. У WashTec есть технология Vario: это модульная концепция, позволяющая оборудовать конвейер практически любой длины. В компактном варианте SL2 Compact конвейер состоит из арки высокого давления для подачи пены, 5-щеточной моечной станции (с ополаскиванием) и контурной сушки – это минимальный набор. А дальше – по принципу Lego: в зависимости от размеров помещения, требуемых параметров и материальных возможностей можно добавлять в цепь дополнительные элементы: полировальную станцию, текстильную сушку и т. д.
В отличие от максимально унифицированных моек самообслуживания и даже порталов проекты конвейерных моек практически всегда индивидуальны. Рассмотрим этот формат на примере еще одной моечной станции в Екатеринбурге – конвейерной мойки Aqua Gizer компании АМТ с оборудованием WashTecSL100 (длина конвейера – 29,6 м). Этот проект интересен тем, что выстроен с нуля, фактически «в чистом поле». Владельцы взяли на себя все заботы с арендой земли, подключением коммуникаций, постройкой самого здания и установкой оборудования. В результате за полтора года вырос современный центр. Объем инвестиций в проект составил около 1 млн евро. Комплекс вступил в строй в 2015 г. Сейчас его показатели: 690 автомобилей в день (61 автомобилей в час) и средний чек в 380 руб. По финансовому плану объект должен выйти на самоокупаемость (с учетом возврата банковского кредита) через четыре с половиной года.
В текущей структуре расходов ровно половину составляет Фонд оплаты труда (44 %) и налоги (6 %). Обслуживание и ремонт оборудования занимают 7 % от общих расходов – и тут необходимо упомянуть, что многие узлы оборудования WashTec (каретки, рамные конструкции, системы подъема) унифицированы, т. е. легче в обслуживании и быстрее меняются в случае необходимости. Далее в ежемесячные расходы входят электроэнергия и теплоснабжение – 11 %, водоснабжение (с отведением и вывозом шлама) – 2 %. Автохимия в расходах занимает 8 %: WashTec предлагает химические составы собственного производства, но не настаивает на применении только их – допустимо использование аналогов соответствующего качества. Остальные расходы – аренда земли (6 %), прочие хозяйственные расходы (5 %), реклама (9 %) и расчетно-кассовое обслуживание (2 %).

Площадь помещения планировалась с запасом: теоретически во второй половине здания можно построить еще один полноценный моечный конвейер. Сейчас же эта территория отведена под зону самообслуживания на 8 постов с центральным пылесосом. Автовладелец после конвейерной мойки может просто уехать, а может завернуть в зону самообслуживания и по доступной цене самостоятельно пропылесосить салон ручным пылесосом или вымыть коврики.

Конвейерная автомойка Aqua Gizer тратит на рекламу ежемесячно 9 % своих расходов. Специалисты компании оценили эффективность разных каналов привлечения клиентов и выяснили, что максимальный эффект приносит наружная реклама – благодаря ей помыли машины 34 % клиентов. Рекомендации знакомых привлекли 24 % клиентуры, еще 17 % просто живут рядом. Худший результат показала радиореклама – 0 %, ни одного клиента.

В заключение расскажем о некоторых инновациях WashTec, которые помогают делать автомоечный бизнес более эффективным и прибыльным. Таковых достаточно много, поэтому представим самые интересные.
• iWash: традиционно клиент автомойки выбирает программу из заданного набора. Данная функция позволяет добавлять в стандартную программу отдельные опции: например, мойку днища или мойку сезонными химикатами.
• WashTec Plus: система удаленного управления автомойками. Владелец бизнеса или директор сети может следить за работой станции (денежный поток, количество посетителей и т. д.) в онлайн-режиме на ноутбуке или смартфоне. Данные передаются через встроенный сервер.
• AquaPur2, AquaBio, MFA/ MFM 10…40, FR 10…40: системы очистки воды. Позволяют не только эффективно расходовать воду, но и экономить электроэнергию благодаря адаптации скорости фильтрации к скорости отбора воды.

И еще одна важная тема: химия. Выше мы говорили, что использование оригинальных средств производства WashTec не является обязательным и не входит в сервисный контракт. Однако стоит иметь в виду, что WashTec – одна из немногих компаний-производителей автомоечного оборудования, которая имеет собственное производство химии, поэтому оригинальные составы в максимальной степени подходят для применения на их оборудовании. Из новинок стоит упомянуть запатентованные составы: ShineTecs, который восстанавливает блеск лака, и RainTecs, обеспечивающий максимальное водоотталкивание и защиту от дождя.
Разговор об автомоечном бизнесе не будет полным, если мы ограничимся только самостоятельно работающими станциями. На российском рынке наблюдается тенденция, которая стала массовой в той же Германии или США, когда мойки организуются в одном комплексе с АЗС. Это логично, но, к сожалению, не всегда воспринимается как источник дополнительного дохода. По проведении исследования на заправках крупной европейской сети выяснилось, что в большинстве случаев управляющая компания не проводит систематические работы по привлечению клиентов АЗС на мойку – нет системы скидок или специальных предложений и акций, а продавцы не предлагают клиентам мойку как услугу. И это в Европе – поверьте, сам столкнулся с этим в Германии. Недостаточно просто построить мойку рядом с АЗС – надо их комплексно продвигать.
И примерно тем же стоит заняться крупным автосервисам. Они, в большинстве случаев, уже оборудованы как минимум ручной мойкой – грязную машину в приличную ремзону никто не пустит. Но стоит задуматься о расширении спектра дополнительных услуг: так, кузов машины владельцу помоют бесплатно перед осмотром, а вот мойку днища или ковриков, как и чистку салона, вполне можно продавать как дополнительную услугу.
Разумеется, автомоечный бизнес не ограничивается только легковыми автомобилями. Мойка грузовиков – другая, не менее интересная история. Но об этом – в следующей статье.

Источник: журнал «Новости Автобизнеса», март 2017, автор: Пётр Левицкий